КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ:
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
С каждым годом увеличивается количество транспортных средств на улицах городов и поселков, возрастает интенсивность и скорость движения. В век автомобилей и высоких скоростей дорожное движение становится все более сложным и без знания соответствующих правил обойтись невозможно. Для дошкольников дорога представляет серьезную опасность. К сожалению, очень часто в результате несчастных случаев на дороге страдают дети. По данным ГАИ, ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет до 100 детей. Основные причины несчастий — переход улицы или дороги в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, неосмотрительность на проезжей части. Совершенно очевидно, что все названные причины — следствие незнания и невыполнения детьми правил дорожного движения.
Большую роль в поведении детей на улице играет положительный пример взрослых. Далее незначительные нарушения правил поведения на улице, допущенные родителями, могут повлиять на ребенка самым негативным образом.
Важно не только знакомить детей с правилами дорожного движения, но и формировать у них практические навыки поведения на улицах.
Прежде всего, ребенок должен понять и усвоить, что проезжая часть предназначена для автомобилей, а тротуар, пешеходные дорожки — для пешеходов, что переходить дорогу можно только в сопровождении взрослых и только в установленных местах. Ожидая разрешающий сигнал светофора возле дороги, нельзя толкаться, потому что можно упасть под колеса проезжающего автомобиля. А, переходя проезжую часть далее при зеленом сигнале светофора, необходимо убедиться, что рядом машин нет или что они остановились перед переходом. Переходить дорогу надо быстро, останавливаться там нельзя.
Зимой, выбирая горку для катания, надо обязательно обращать внимание на то, чтобы дети не выезжали на проезжую часть дороги, где в любой момент может появиться машина.
Перевозить ребенка в легковом автомобиле можно только на заднем сидении. Если рядом нет взрослого, то дверцы машины должны быть заперты. Открывать их во время движения нельзя. Также нельзя высовываться в открытое окно движущегося транспорта или выставлять руку.
Дети второго-третьего годов жизни, переходя проезжую часть, могут легко отвлечься на что-то постороннее, не заметить приближающуюся машину, отпустить мамину руку или неожиданно выбежать на дорогу. Детям необходимо разъяснить, что переходить дорогу можно только в сопровождении взрослого, держась за его руку. Опасно и кататься зимой с горки близко от дороги. Малышей нужно познакомить со светофором, его световыми сигналами, а также пешеходным переходом.
Дошкольников четвертого-пятого годов жизни продолжают знакомить с улицей, дорогой и опасностями, которые там подстерегают. Нужно объяснить детям, зачем люди придумали правила дорожного движения, почему их необходимо строго соблюдать и что может случиться, если все вдруг забудут об этих правилах. Важно, чтобы дети как можно раньше знали что надо быть внимательными и осторожными когда они переходят улицу, едут в транспорте или садятся на велосипед. Следует обращать их внимание на движение автотранспорта и поведение пешеходов: пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, по правой стороне, переходить дорогу только на зеленый свет светофора или по переходам — наземному (участки проезжей части, обозначенные знаками или разметкой) и подземному.
В этой группе знания детей шестого года жизни о безопасном поведении на улице уточняются и дополняются. На экскурсиях, целевых прогулках, занятиях детей учат правилам безопасного поведения на проезжей части улицы, перекрестках, разъясняют значение светофоров и дорожных знаков, обозначающих пешеходные переходы, остановки общественного транспорта.
Необходимо познакомить детей и с правилами перехода железнодорожных переездов. Дети должны уяснить, что поезд, как и машину, остановить сразу же невозможно. Поэтому при переходе необходимо соблюдать определенные правила.
К окончанию дошкольного учреждения дети знают:
1. Проезжая часть предназначена для движения машин, которые не могут остановиться сразу. Поэтому выбегать на нее неожиданно ни в коем случае нельзя.
2. Переходить проезжую часть необходимо только в установленных местах на разрешающий сигнал светофора или при его отсутствии только в том случае, если вблизи нет движущегося транспорта.
3. Существуют дорожные знаки, которые обозначают пешеходный переход, остановку общественного транспорта и т. д.
4. Общественный транспорт необходимо ожидать на остановках, не выходя на проезжую часть. Во время проезда в наземном общественном транспорте нельзя высовываться из окон или выставлять руки. В метро нельзя баловаться у края платформы. При входе в вагон электропоезда необходимо быть осторожным, чтобы нога не попала в пространство между вагоном и платформой.
5. В легковых автомобилях дети могут ездить только на заднем сидении, дверцы при этом должны быть заперты. Ни в коем случае нельзя открывать дверь во время движения автомобиля или его остановке на перекрестке, когда горит красный свет светофора.
6. Железнодорожные пути можно переходить только в разрешенных местах или там, где путь виден достаточно далеко, убедившись, что вблизи нет движущегося поезда; нельзя пересекать железнодорожные пути, если шлагбаум закрыт. Нельзя ходить по рельсам, насыпи, играть вблизи железнодорожных путей, переходить пути там, где из-за поворота или деревьев ограничена видимость.
Литература:Загвоздкина Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников.– Мн.: Полымя, 2001.